Запросить бронирование

Музей-заповедник «Царское Село»

Музей-заповедник "Царское Село" - выдающийся образец мировой архитектуры и садово-паркового искусства. Выдающиеся зодчие, скульпторы и художники 18-20 века воплощали в реальность замыслы и пожелания царского двора.

Подробнее

История

Царское село — летняя царская резиденция и литературный символ России. Считается, что название Царское село произошло от финского названия «Саари-мойс», т. е. мыза на возвышенном месте, которую Петр I подарил князю А. Д. Меншикову. Вскоре мыза была отписана жене Петра I Екатерине Алексеевне и стала называться Саарским селом.

После строительства царского дворца местность отчасти по созвучию, отчасти по причине пребывания здесь двора (вплоть до Октябрьской революции) стала именоваться Царским селом. После революции дворцово-парковый ансамбль был объявлен музеем, а лучшие дома в городе отданы под детские оздоровительные учреждения, и город стал называться Детским селом. Роскошный Екатерининский дворец — любимая резиденция Екатерины Великой, а в Александровском дворце жила последняя царская чета. Царское Село связано с памятью великого поэта Александра Пушкина, который учился в Царскосельском лицее. В Царском Селе часто бывал и Распутин, здесь был захоронен и его прах. В. Ленин тоже несколько раз бывал здесь до революции.

Царское Село в дореволюционное время было образцовым городом, в котором внедрялись передовые достижения науки и техники. От Царского Села к Петербургу и Павловску протянулась первая в России железнодорожная линия (построенная для удобства императорской семьи). В городе было проведено электричество, устроен водопровод и канализация. Была построена уменьшенная копия петербургского Гостиного Двора, а также многочисленные виллы. После революции эти виллы были превращены в детские дома, а город получил соответствующее название — «Детское Село». В 1937 г. город был назван «Пушкин» в ознаменование столетней годовщины со дня смерти поэта. Сейчас дворцовый комплекс вновь называется Царское Село, и многим улицам возвращены их старые названия. Однако сам город по-прежнему называется «Пушкин».

Во время оккупации (с сентября 1941 г. по январь 1944 г.) нацисты разграбили дворцы, а во всем городе не осталось ни одного дома, пригодного для жилья. Когда прогнали фашистов, первое оконное стекло было вставлено в окно комнаты Пушкина в Лицее. После десятилетий реставрационных работ оба замка выглядят так же, как до войны, но многие павильоны до сих пор не восстановлены, так как это требует значительных усилий и больших денежных затрат

В состав музея заповедника входят

  • Екатерининский парк. Занимает площадь 107 га. Состоит из регулярного Старого сада (1717 — 1720-е годы, садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт) и пейзажного Английского парка (1760—1796 годы, садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, архитектор В. И. Неелов), разделённых Большим прудом. Назван в честь императрицы Екатерины I.
  • Большой Екатерининский дворец. Современный вид дворца сложился в результате перестройки дворца, построенного в 1717—1723 годах архитектором И. Ф. Браунштейном. В 1743—1756 годах работами руководил Растрелли. Растрелли является основным автором архитектурного решения здания и пышного скульптурного оформления его фасадов в стиле русского барокко, а также всей внутренней планировки и декоративной отделки залов середины XVIII века.
  • С запада примыкает парадный двор, оформленный одноэтажными полуциркульными корпусами и кованой оградой с вызолоченными деталями и воротами по центральной оси дворца. К боковым фасадам дворца примыкают здания, построенные в конце XVIII века. С южной стороны это четырёхэтажный флигель (позже в нём размещался Лицей, сейчас Мемориальный музей — Лицей, Филиал Всероссийского музея им. А. С. Пушкина), соединённый с дворцом аркой над Садовой улицей, с южной — Зубовский флигель. С юго-востока примыкает комплект Камероновой галереи, холодных бань, висячего сада и пандуса (1780—1794. Одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца — Янтарная комната.
  • Павильон Эрмитаж (1744—1754, архитекторы М. Г. Земцов,Ф. Б. Растрелли) — двухэтажная восьмиугольная постройка с куполом, колоннами и лепными украшениями. Использовался для летних приёмов царских гостей.
  • Павильон Грот (1749—1761, архитектор Ф. Б. Растрелли) — с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепных декором, посвящённым морской тематике.
  • Адмиралтейство (1773—1777, архитектор И. В. Неелов) — группа зданий из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами.
  • Александровский парк. Занимает площадь 120 га. Состоит из регулярной части (Новый сад, 1740-е годы, автор проекта Н. Жирар) и Пейзажного парка (1790-е годы) с тремя прудами и насыпными холмами. В западной части парка протекает река Кузьминка, перегороженная плотиной.
  • Александровский дворец. Построен в 1792—1796 годах архитектором Дж. Кваренги в классическом стиле для Александра I. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решён в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.
  • Китайский театр (1778—1779, архитекторы А. Ринальди, И. В. Неелов) — руинированное здание придворного летнего театра. Сгорел во время обстрела города в 1941 года и с тех пор не восстанавливался.
  • Китайская деревня (1782—1798, архитекторы Ч. Камерон, И. В. Неелов) — комплекс из 12 одноэтажных домиков в китайском стиле. Сейчас элитная гостиница.
  • Павильон Белая башня (1821—1827, архитектор А. А. Менелас) — башня в стиле средневекового рыцарского замка, окружённая рвом. Восстанавливается с 1990-х годов.
  • Арсенал (1819—1834, архитектор А. А. Менелас) — двухэтажное здание со стрельчатыми окнами с подлинными средневековыми витражами. Находится на консервации.
  • Шапель (от фр. Chapelle — часовня, 1825—1828, архитектор А. А. Менелас) — разрушенная готическая часовня. Находится на консервации
Интересные предложения